Стоимость

Материал из Свободное время
Перейти к навигации Перейти к поиску


То общее, что выражается в меновом отношении или меновой стоимости товаров и есть их стоимость.

Величина стоимости измеряется количеством содержащегося в ней труда, этой созидающей стоимость субстанции. Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем.

Что же осталось от продуктов труда? От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишённого различий человеческого труда, то есть затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражение того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости, товарные стоимости.

Потребительная стоимость или благо имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён или материализован абстрактный человеческий труд.

Для измерения стоимости берётся рабочее время при средних, общественно нормальных условиях производства, - общественно необходимые затраты труда.

Итак, величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для его изготовления (это закон стоимости).

Товары обладают общей им всем формой стоимости, резко контрастирующей с пёстрыми натуральными формами их потребительных стоимостей, а именно: обладают денежной формой стоимости.

Процесс создания стоимости

Продукт — собственность капиталиста — есть известная потребительная стоимость: пряжа, сапоги и т. д.


[...]

Потребительная стоимость при товарном производстве вообще не представляет собой вещи, которую любят ради неё самой. Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителями меновой стоимости. И наш капиталист заботится о двоякого рода вещах. Во-первых, он хочет произвести потребительную стоимость, обладающую меновой стоимостью, предмет, предназначенный для продажи, т. е. товар. И, во-вторых, он хочет произвести товар, стоимость которого больше суммы стоимости товаров, необходимых для его производства, больше суммы стоимости средств производства и рабочей силы, на которые он авансировал на товарном рынке свои кровные деньги. Он хочет произвести не только потребительную стоимость, но и товар, не только потребительную стоимость, но и стоимость, и не только стоимость, но и прибавочную стоимость.


[...]


Как сам товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, так и процесс производства товара должен быть единством процесса труда и процесса созидания стоимости.


Карл Маркс, Капитал, том 1 Глава V Процесс труда и процесс увеличения стоимости, §2. Процесс увеличения стоимости


[...] [...] [...] [...] [...] [...]