Тождество

Материал из Свободное время
Версия от 16:14, 26 февраля 2024; Андрей (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<blockquote> Диалектическая логика отрицает рассудочное, абстрактное, пустое тождество. Тождество всегда есть единство с чем-то различённым в самом себе, то есть различение в самом себе и отрицание этой различённости. Оно тем самым есть абсолютное нетождес...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Диалектическая логика отрицает рассудочное, абстрактное, пустое тождество. Тождество всегда есть единство с чем-то различённым в самом себе, то есть различение в самом себе и отрицание этой различённости. Оно тем самым есть абсолютное нетождество. Но, как подчёркивал Гегель, нетождество абсолютно, поскольку в себе оно соотносится только с собой и не содержит ничего из своего иного. Следовательно, оно абсолютное тождество с собой. Таким образом, в тождестве обнаруживается соотносящееся с собой различие как отрицание, как отличие себя от самого себя. Различие в тождестве распадается на разность, моментами которой являются соотносящиеся внешним образом тождество и само различие, одинаковость и неодинаковость. Разность развивается в противоположность, стороны которой начинают соотноситься друг с другом как иное друг друга, то есть внутренне. Каждая из сторон развивается до противоположности и тем самым отрицает себя в самой себе. Противоположность переходит в отрицание отрицания, в противоречие, которое разрешается в основание. Последнее есть снятое противоречие или обогатившееся новыми определениями и возвратившееся в себя тождество.

И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса