Стоимость

Материал из Свободное время
Перейти к навигации Перейти к поиску


То общее, что выражается в меновом отношении или меновой стоимости товаров и есть их стоимость.

Величина стоимости измеряется количеством содержащегося в ней труда, этой созидающей стоимость субстанции. Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем.

Что же осталось от продуктов труда? От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишённого различий человеческого труда, то есть затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражение того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости, товарные стоимости.

Потребительная стоимость или благо имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён или материализован абстрактный человеческий труд.

Для измерения стоимости берётся рабочее время при средних, общественно нормальных условиях производства, - общественно необходимые затраты труда.

Итак, величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для его изготовления (это закон стоимости).

Товары обладают общей им всем формой стоимости, резко контрастирующей с пёстрыми натуральными формами их потребительных стоимостей, а именно: обладают денежной формой стоимости.

Процесс создания стоимости

Продукт — собственность капиталиста — есть известная потребительная стоимость: пряжа, сапоги и т. д.


[...]

Потребительная стоимость при товарном производстве вообще не представляет собой вещи, которую любят ради неё самой. Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителями меновой стоимости. И наш капиталист заботится о двоякого рода вещах. Во-первых, он хочет произвести потребительную стоимость, обладающую меновой стоимостью, предмет, предназначенный для продажи, т. е. товар. И, во-вторых, он хочет произвести товар, стоимость которого больше суммы стоимости товаров, необходимых для его производства, больше суммы стоимости средств производства и рабочей силы, на которые он авансировал на товарном рынке свои кровные деньги. Он хочет произвести не только потребительную стоимость, но и товар, не только потребительную стоимость, но и стоимость, и не только стоимость, но и прибавочную стоимость.


[...]


Как сам товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, так и процесс производства товара должен быть единством процесса труда и процесса созидания стоимости.


Карл Маркс, Капитал, том 1 Глава V Процесс труда и процесс увеличения стоимости, §2. Процесс увеличения стоимости

Итак, рассмотрим теперь процесс производства и как процесс созидания стоимости.
Мы знаем, что стоимость каждого товара определяется количеством труда, материализованного в потребительной стоимости товара, т. е. рабочим временем, общественно необходимым для. его производства. Это относится и к продукту, который получен нашим капиталистом как результат процесса труда. Следовательно, необходимо прежде всего вычислить труд, овеществленный в этом продукте.
Пусть это будет, напр., пряжа.
Для производства пряжи необходим прежде всего соответствующий сырой материал, напр. 10 ф. хлопка... по его стоимости, напр, за 10 шилл. В цене хлопка труд, необходимый для его производства, уже получил выражение как средний общественный труд.
... веретён... потреблено при переработке хлопка такое количество, которое имеет стоимость в 2 шиллинга.
Если количество золота в 12 шилл. составляет продукт 24 рабочих часов, или двух рабочих дней, то из этого прежде всего следует, что в пряже овеществлены 2 рабочих дня.


Рабочее время, необходимое для производства хлопка, есть часть рабочего времени, необходимого для того чтобы из этого сырого материала произвести пряжу, и потому оно заключается в пряже.

[...] [...] [...] [...] [...] Карл Маркс, Капитал, том 1 Глава V Процесс труда и процесс увеличения стоимости, §2. Процесс увеличения стоимости