Аналогия: различия между версиями
Андрей (обсуждение | вклад) |
Андрей (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
И в индукции и в аналогии мы умозаключаем от частностей, но разница между ними та, что [[индукция]] приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. Умозаключение по аналогии не обращается к какому-нибудь определённому общему [[закон]]у. В умозаключении по аналогии мы умозаключаем не от случаев, а от известного числа пунктов сходства. | И в индукции и в аналогии мы умозаключаем от частностей, но разница между ними та, что [[индукция]] приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. Умозаключение по аналогии не обращается к какому-нибудь определённому общему [[закон]]у. В умозаключении по аналогии мы умозаключаем не от случаев, а от известного числа пунктов сходства. | ||
Заключение по аналогии не может дать ничего, кроме вероятности. Степень вероятности умозаключения по аналогии зависит от трёх обстоятельств: 1) количества усматриваемых нами сходств, 2) количества известных несходств между ними и 3) объёма нашего знания сравниваемых вещей. | |||
[[Учебник_логики_Г._Челпанова,_книга|Г. Челпанов, Учебник логики]] | [[Учебник_логики_Г._Челпанова,_книга|Г. Челпанов, Учебник логики]] |
Текущая версия на 12:46, 19 ноября 2023
Аналогией мы называем умозаключение, в котором от сходства двух вещей в известном числе свойств мы заключаем к сходству в других свойствах. Из сходства в одной части признаков мы умозаключаем к существованию сходства в другой части признаков.
И в индукции и в аналогии мы умозаключаем от частностей, но разница между ними та, что индукция приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. Умозаключение по аналогии не обращается к какому-нибудь определённому общему закону. В умозаключении по аналогии мы умозаключаем не от случаев, а от известного числа пунктов сходства.
Заключение по аналогии не может дать ничего, кроме вероятности. Степень вероятности умозаключения по аналогии зависит от трёх обстоятельств: 1) количества усматриваемых нами сходств, 2) количества известных несходств между ними и 3) объёма нашего знания сравниваемых вещей.