Тождество: различия между версиями
Андрей (обсуждение | вклад) |
Андрей (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория: Диалектика]] | |||
[[Категория: Определения]] | |||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Диалектическая логика отрицает рассудочное, абстрактное, пустое тождество. Тождество всегда есть [[единство]] с чем-то различённым в самом себе, то есть [[различение]] в самом себе и отрицание этой [[различённости]]. Оно тем самым есть абсолютное нетождество. Но, как подчёркивал Гегель, нетождество абсолютно, поскольку в себе оно соотносится только с собой и не содержит ничего из своего иного. Следовательно, оно абсолютное тождество с собой. Таким образом, в тождестве обнаруживается соотносящееся с собой [[различие]] как [[отрицание]], как отличие себя от самого себя. Различие в тождестве распадается на [[разность]], моментами которой являются соотносящиеся внешним образом тождество и само различие, одинаковость и неодинаковость. Разность развивается в [[противоположность]], стороны которой начинают соотноситься друг с другом как иное друг друга, то есть внутренне. Каждая из сторон развивается до противоположности и тем самым отрицает себя в самой себе. Противоположность переходит в отрицание отрицания, в [[противоречие]], которое разрешается в [[основание]]. Последнее есть снятое противоречие или обогатившееся новыми определениями и возвратившееся в себя тождество. | Диалектическая логика отрицает рассудочное, абстрактное, пустое тождество. Тождество всегда есть [[единство]] с чем-то различённым в самом себе, то есть [[различение]] в самом себе и отрицание этой [[различённости]]. Оно тем самым есть абсолютное нетождество. Но, как подчёркивал Гегель, нетождество абсолютно, поскольку в себе оно соотносится только с собой и не содержит ничего из своего иного. Следовательно, оно абсолютное тождество с собой. Таким образом, в тождестве обнаруживается соотносящееся с собой [[различие]] как [[отрицание]], как отличие себя от самого себя. Различие в тождестве распадается на [[разность]], моментами которой являются соотносящиеся внешним образом тождество и само различие, одинаковость и неодинаковость. Разность развивается в [[противоположность]], стороны которой начинают соотноситься друг с другом как иное друг друга, то есть внутренне. Каждая из сторон развивается до противоположности и тем самым отрицает себя в самой себе. Противоположность переходит в отрицание отрицания, в [[противоречие]], которое разрешается в [[основание]]. Последнее есть снятое противоречие или обогатившееся новыми определениями и возвратившееся в себя тождество. | ||
Строка 4: | Строка 6: | ||
[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]] | [[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]] | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
Версия 18:26, 27 февраля 2024
Диалектическая логика отрицает рассудочное, абстрактное, пустое тождество. Тождество всегда есть единство с чем-то различённым в самом себе, то есть различение в самом себе и отрицание этой различённости. Оно тем самым есть абсолютное нетождество. Но, как подчёркивал Гегель, нетождество абсолютно, поскольку в себе оно соотносится только с собой и не содержит ничего из своего иного. Следовательно, оно абсолютное тождество с собой. Таким образом, в тождестве обнаруживается соотносящееся с собой различие как отрицание, как отличие себя от самого себя. Различие в тождестве распадается на разность, моментами которой являются соотносящиеся внешним образом тождество и само различие, одинаковость и неодинаковость. Разность развивается в противоположность, стороны которой начинают соотноситься друг с другом как иное друг друга, то есть внутренне. Каждая из сторон развивается до противоположности и тем самым отрицает себя в самой себе. Противоположность переходит в отрицание отрицания, в противоречие, которое разрешается в основание. Последнее есть снятое противоречие или обогатившееся новыми определениями и возвратившееся в себя тождество.
И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса