Понятие: различия между версиями

Материал из Свободное время
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Категория: Диалектика Категория: Определения <blockquote> Под понятием в формальной логике имеется в виду простая форма мышления, или абстрактное, общее представление, полученное рассудком из наглядных представлений. В идеалистической диалектической...»)
 
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Категория: Диалектика]]
[[Категория: Диалектика]]
[[Категория: Определения]]
[[Категория: Определения]]
Снятая сущность, как единство бытия и сущности, есть понятие.
<blockquote>
<blockquote>
Под понятием в формальной логике имеется в виду простая форма мышления, или абстрактное, общее представление, полученное рассудком из наглядных представлений.
Под понятием в [[Формальная логика|формальной логике]] имеется в виду простая форма мышления, или абстрактное, общее представление, полученное рассудком из наглядных представлений.


В идеалистической диалектической логике Гегеля «понятие следует рассматривать как форму, но как бесконечную, творческую форму, которая заключает в самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником. Можно также называть понятие абстрактным, если под конкретным понимать лишь чувственное конкретное и вообще непосредственно воспринимаемое; понятие как таковое нельзя ощупать руками, и мы должны вообще оставить в стороне слух и зрение, когда дело идёт о понятии».  
В идеалистической [[Диалектика|диалектической логике]] Гегеля «понятие следует рассматривать как [[Форма|форму]], но как бесконечную, творческую форму, которая заключает в самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником. Можно также называть понятие [[Абстрактное|абстрактным]], если под [[Конкретное|конкретным]] понимать лишь чувственное конкретное и вообще непосредственно воспринимаемое; понятие как таковое нельзя ощупать руками, и мы должны вообще оставить в стороне слух и зрение, когда дело идёт о понятии».  


Если обратиться к «Капиталу», то понятию здесь соответствует экономическая форма, при анализе которой «нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Восприятию, представлению всегда соответствует чувственно-конкретное, идеальными образами которого они являются. Понятие же, как правило, не имеет такого прообраза. Существует реальный, конкретный товар, но нет чувственного аналога понятию товара или капитала вообще. Понять предмет означает осознать его понятие.
Если обратиться к «[[Капитал]]у», то понятию здесь соответствует экономическая форма, при анализе которой «нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Восприятию, представлению всегда соответствует чувственно-конкретное, идеальными образами которого они являются. Понятие же, как правило, не имеет такого прообраза. Существует реальный, конкретный [[товар]], но нет чувственного аналога понятию товара или капитала вообще. Понять предмет означает осознать его понятие.


Узнать, что такое понятие в диалектической логике или что такое капитал как понятие, значит проследить их движение от абстрактно-всеобщего до конкретно-всеобщего.
Узнать, что такое понятие в диалектической логике или что такое капитал как понятие, значит проследить их [[движение]] от абстрактно-всеобщего до конкретно-всеобщего.


[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]]
[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]]
</blockquote>
<blockquote>
Мы занимаемся теорией, а значит, занимаемся отвлечением понятий от образов, разъяснением того, что образы — это обывательское сознание, вот бабушки — у них образы, для них «почём огурцы?» или «сколько стоят огурцы?» не имеет различия. А вы понимаете различие между ценой и стоимостью?
Вы, может быть, подумаете, что Александр Сергеевич хочет всё свести к формализму, но тут дело именно в том, что постижение требует и формализма, совершенной определённости, точности и чёткости, что дело обстоит именно так, а не иначе. И если у нас это так и есть, тогда мы видим и различия, в которых это слово — понятие — используют другие в устной и в письменной речи.
Мы видим, что кто-то понимает стоимость так — это сколько стоит, ну, конечно, стоимость — это сколько стоит, это понятно, но что такое стоимость, каково её понятие? Как, скажем, температура, температуру здорового человека мы знаем — 36,6 градусов, и все отклонения от неё мы воспринимаем как какой-то недостаток, значит сразу понятно, что человек нездоров, так же и в понятиях.
Раз у вас есть этот центр, эта суть, вы видите все отклонения, и свои в том числе. Например, на следующий день вы понимаете, что сказали вчера что-то неправильно, и можете себя поправить. И когда другие пишут или говорят, вы сразу видите, что человек не понимает, о чём он говорит или понимает неправильно.
А. С. Казённов, д. филос. н., профессор<br>
Лекция
</blockquote>
</blockquote>

Текущая версия на 14:50, 26 июня 2024

Снятая сущность, как единство бытия и сущности, есть понятие.

Под понятием в формальной логике имеется в виду простая форма мышления, или абстрактное, общее представление, полученное рассудком из наглядных представлений.

В идеалистической диалектической логике Гегеля «понятие следует рассматривать как форму, но как бесконечную, творческую форму, которая заключает в самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником. Можно также называть понятие абстрактным, если под конкретным понимать лишь чувственное конкретное и вообще непосредственно воспринимаемое; понятие как таковое нельзя ощупать руками, и мы должны вообще оставить в стороне слух и зрение, когда дело идёт о понятии».

Если обратиться к «Капиталу», то понятию здесь соответствует экономическая форма, при анализе которой «нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Восприятию, представлению всегда соответствует чувственно-конкретное, идеальными образами которого они являются. Понятие же, как правило, не имеет такого прообраза. Существует реальный, конкретный товар, но нет чувственного аналога понятию товара или капитала вообще. Понять предмет означает осознать его понятие.

Узнать, что такое понятие в диалектической логике или что такое капитал как понятие, значит проследить их движение от абстрактно-всеобщего до конкретно-всеобщего.

И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса

Мы занимаемся теорией, а значит, занимаемся отвлечением понятий от образов, разъяснением того, что образы — это обывательское сознание, вот бабушки — у них образы, для них «почём огурцы?» или «сколько стоят огурцы?» не имеет различия. А вы понимаете различие между ценой и стоимостью?

Вы, может быть, подумаете, что Александр Сергеевич хочет всё свести к формализму, но тут дело именно в том, что постижение требует и формализма, совершенной определённости, точности и чёткости, что дело обстоит именно так, а не иначе. И если у нас это так и есть, тогда мы видим и различия, в которых это слово — понятие — используют другие в устной и в письменной речи.

Мы видим, что кто-то понимает стоимость так — это сколько стоит, ну, конечно, стоимость — это сколько стоит, это понятно, но что такое стоимость, каково её понятие? Как, скажем, температура, температуру здорового человека мы знаем — 36,6 градусов, и все отклонения от неё мы воспринимаем как какой-то недостаток, значит сразу понятно, что человек нездоров, так же и в понятиях.

Раз у вас есть этот центр, эта суть, вы видите все отклонения, и свои в том числе. Например, на следующий день вы понимаете, что сказали вчера что-то неправильно, и можете себя поправить. И когда другие пишут или говорят, вы сразу видите, что человек не понимает, о чём он говорит или понимает неправильно.


А. С. Казённов, д. филос. н., профессор
Лекция