Мышление: различия между версиями
Иван (обсуждение | вклад) |
Андрей (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория:Определения]] | [[Категория:Определения]] | ||
[[Категория:Диалектика]] | [[Категория:Диалектика]] | ||
<blockquote> | |||
Мышление – это процесс, который совершается в мозгу. Акцент на мышлении – это акцент на процессе без внимания к результату мышления, а не процессе вместе с результатом. Диалектика всегда требует брать результат вместе с движением к нему. Результат мышления, взятый с движением к нему – [[разум]]. | |||
М.В. Попов | |||
</blockquote> | |||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Логическое как мышление о мышлении имеет, по Гегелю, три стороны: <br> | Логическое как мышление о мышлении имеет, по Гегелю, три стороны: <br> | ||
Строка 17: | Строка 22: | ||
[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]] | [[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]] | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
Версия 14:12, 25 июня 2024
Мышление – это процесс, который совершается в мозгу. Акцент на мышлении – это акцент на процессе без внимания к результату мышления, а не процессе вместе с результатом. Диалектика всегда требует брать результат вместе с движением к нему. Результат мышления, взятый с движением к нему – разум.
М.В. Попов
Логическое как мышление о мышлении имеет, по Гегелю, три стороны:
1) абстрактную, или рассудочную,
2) диалектическую, или отрицательно-разумную,
3) спекулятивную, или положительно-разумную.
Данные три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логического, всякого понятия, или всякого истинного вообще.Рассудочное мышление, или рассудок, есть способность мысленно определять вообще и фиксировать что-то в мысленных определениях. Исследование предмета на этом уровне предполагает разложение его на части, признаки, срезы и так далее (анализ). Определение предмета как обратный процесс представляет собой перечисление признаков, внешнее механическое соединение частей (синтез). И в первом, и во втором случае отдельные определения и их соединение не в органическую систему, а в механический агрегат суть абстракции конкретного предмета, односторонние определения. Рассудочное мышление имеет, таким образом, дело с абстракциями как застывшим процессом, как с чем-то неподвижным, ограниченным, обособленным, признающимся самостоятельно существующим. Эти пустые, голые абстракции — предмет и материал обычной, или формальной, логики.
Односторонность и ограниченность рассудочного мышления преодолевается разумным мышлением, разумом. Последний есть единство знания о предмете и о себе, то есть единство сознания и самосознания, объективного и субъективного. Разум называется негативным, диалектическим, так как он показывает переход всякого определения рассудка в свою противоположность. Это диалектическое проявляется либо тогда, когда относительно предмета высказываются два противоположных суждения, либо тогда, когда показывается, что какое-либо рассудочное определение отрицает, упраздняет себя внутри себя. Примером диалектического, или отрицательно-разумного, мышления является утверждение, что капитал не может возникнуть из обращения и также не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время вне обращения. Таким образом, на уровне диалектического, или отрицательно-разумного, мышления определения обнаруживают в самих себе отрицание себя, то есть отрицания себя как пустой абстракции, как простого положительного тождества, результатом чего является имманентный переход одного определения в другое, их подвижность, гибкость, текучесть.
Спекулятивное, или положительно-разумное, мышление отрицает отрицание предыдущих определений, восстанавливая тождество. Но это уже не простое, формальное, абстрактное тождество, а конкретное как единство различённых определений. В качестве синонима спекулятивного мышления Гегель употребляет понятие «мистика». При этом под мистикой понимается, конечно, не суеверие и обман, а всё разумное, то есть всё то, что выходит за пределы рассудка, а отнюдь не то, что оно должно рассматриваться вообще, как недоступное мышлению и непостижимое.
И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса