Абстрактное: различия между версиями

Материал из Свободное время
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Категория: Диалектика Категория: Определения По Гегелю, конкретным является предмет во всей полноте его чувственных и мысленных определений. Опускание этих определений он называет абстрагированием, результатом которого является менее определён...»)
 
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Категория: Диалектика]]
[[Категория: Диалектика]]
[[Категория: Определения]]
[[Категория: Определения]]
По Гегелю, конкретным является предмет во всей полноте его чувственных и мысленных определений. Опускание этих определений он называет абстрагированием, результатом которого является менее определённый, или абстрактный, предмет. Таким образом, достаточно опустить одно из образующих полноту определений предмета, как он из конкретного превращается в абстрактный. Когда же мы абстрагируемся от всех определений чувств и мыслей о предмете, то остаётся что-то совершенно пустое, формальная мысль, или голая абстракция. Гегель подчёркивал, что «философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями». Итак, следует различать абстракции формальной и диалектической логики. Среди последних можно выделить следующие.
<blockquote>По Гегелю, [[Конкретное|конкретным]] является предмет во всей полноте его чувственных и мысленных [[Определение|определений]]. Опускание этих определений он называет абстрагированием, результатом которого является менее определённый, или абстрактный, предмет. Таким образом, достаточно опустить одно из образующих полноту определений предмета, как он из конкретного превращается в абстрактный. Когда же мы абстрагируемся от всех определений чувств и мыслей о предмете, то остаётся что-то совершенно пустое, формальная мысль, или голая абстракция. Гегель подчёркивал, что «философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями». Итак, следует различать абстракции формальной и диалектической логики. Среди последних можно выделить следующие.


1. абстракции как нечто определённое, нечто конкретное, но в себе, то есть соотносящееся только с собой. Такими абстракциями являются, например, бытие в себе, сущность как таковая, созерцание и мышление вообще (абстрактное мышление).
# абстракции как нечто определённое, нечто конкретное, но в себе, то есть соотносящееся только с собой. Такими абстракциями являются, например, бытие в себе, сущность как таковая, созерцание и мышление вообще (абстрактное мышление).
 
# абстракции как одностороннее определение предмета, независимо от того, получены ли эти определения опусканием всех других или сведением, растворением их в одном. Выделение какого-либо свойства, какой-либо стороны предмета превращает в абстракцию не только эту сторону, но и сам предмет, лишённый полноты своих определений.
2. абстракции как одностороннее определение предмета, независимо от того, получены ли эти определения опусканием всех других или сведением, растворением их в одном. Выделение какого-либо свойства, какой-либо стороны предмета превращает в абстракцию не только эту сторону, но и сам предмет, лишённый полноты своих определений.
# абстракции как нечто менее определённое по отношению к более определённому. Так, становление есть первое конкретное определение, первая конкретная мысль. Его результатом является ставшее, то есть наличное бытие. В этом отношении первое — абстрактно, второе — конкретно. В свою очередь, наличное бытие становится определённым бытием, нечто. По отношению к нечто оно абстрактно и так далее.
 
3. абстракции как нечто менее определённое по отношению к более определённому. Так, становление есть первое конкретное определение, первая конкретная мысль. Его результатом является ставшее, то есть наличное бытие. В этом отношении первое — абстрактно, второе — конкретно. В свою очередь, наличное бытие становится определённым бытием, нечто. По отношению к нечто оно абстрактно и так далее.


Таким образом, граница между конкретным и абстрактным подвижна. Предмет в одном отношении может быть определён конкретным, в другом — абстрактным.
Таким образом, граница между конкретным и абстрактным подвижна. Предмет в одном отношении может быть определён конкретным, в другом — абстрактным.
Строка 13: Строка 11:


[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]]
[[Метод_исследования_экономического_закона_движения_капитализма,_книга|И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса]]
</blockquote>
См. также [[Конкретное]].

Текущая версия на 18:28, 27 февраля 2024

По Гегелю, конкретным является предмет во всей полноте его чувственных и мысленных определений. Опускание этих определений он называет абстрагированием, результатом которого является менее определённый, или абстрактный, предмет. Таким образом, достаточно опустить одно из образующих полноту определений предмета, как он из конкретного превращается в абстрактный. Когда же мы абстрагируемся от всех определений чувств и мыслей о предмете, то остаётся что-то совершенно пустое, формальная мысль, или голая абстракция. Гегель подчёркивал, что «философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями». Итак, следует различать абстракции формальной и диалектической логики. Среди последних можно выделить следующие.

  1. абстракции как нечто определённое, нечто конкретное, но в себе, то есть соотносящееся только с собой. Такими абстракциями являются, например, бытие в себе, сущность как таковая, созерцание и мышление вообще (абстрактное мышление).
  2. абстракции как одностороннее определение предмета, независимо от того, получены ли эти определения опусканием всех других или сведением, растворением их в одном. Выделение какого-либо свойства, какой-либо стороны предмета превращает в абстракцию не только эту сторону, но и сам предмет, лишённый полноты своих определений.
  3. абстракции как нечто менее определённое по отношению к более определённому. Так, становление есть первое конкретное определение, первая конкретная мысль. Его результатом является ставшее, то есть наличное бытие. В этом отношении первое — абстрактно, второе — конкретно. В свою очередь, наличное бытие становится определённым бытием, нечто. По отношению к нечто оно абстрактно и так далее.

Таким образом, граница между конкретным и абстрактным подвижна. Предмет в одном отношении может быть определён конкретным, в другом — абстрактным. Материалистически определяя содержание абстрактного и конкретного, К. Маркс в целом не отрицал научной и практической значимости тех выводов относительно их движения и соотношения, к которым пришёл Гегель. По Марксу, абстракция — это прежде всего отражение в форме мысли того содержания, которое уже заключается в объективно существующих вещах. Степень полноты этого отражения может быть разной.

И. К. Смирнов «Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса


См. также Конкретное.