Читая Гегеля. Наука логики. Вопросы и ответы: различия между версиями
Андрей (обсуждение | вклад) |
Андрей (обсуждение | вклад) |
||
Строка 204: | Строка 204: | ||
| 5 || EVGEN || Положительное это равное самому себе? || - | | 5 || EVGEN || Положительное это равное самому себе? || - | ||
|- | |- | ||
| 6 || makssikoev || | | 6 || makssikoev || '''отвечено''' Получается, что в противоречии исчезают друг в друге стороны противоречия, обнажая их общую суть? || [https://vk.com/wall-213717082_1187 ответ] | ||
|} | |} | ||
Версия 19:51, 15 ноября 2023
В этой теме собраны вопросы, заданые по материалу цикла Читая Гегеля. Наука логики. Вопросы разбиты по главам и по признаку, есть ли ответ на вопрос или нет.
Орфография, пунктуация и т.д. - авторские.
Обновление 29.07.2023 г.
Введение и общие вопросы
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Дмитрий Сергеевич | (отвечено) Глупый вопрос - это тот, который не задан. Поэтому логически утверждаю: "Феечки из параллельных измерений есть! Они существуют благодаря магии и моему воображению." Как теперь проверить или опровергнуть мои слова? | ответ |
2 | Евгений Бяков | (отвечено) Хотелось бы раскрыть смысл критики Гегеля о "Я" как начале философии. | ответ |
3 | Алекс Сандер | (отвечено) Я правильно понял, что осознание внутреннего самодвижения содержания и есть овладение логикой? | ответ |
4 | Роланд Моланд | (отвечено) Марат сказал о том, что Гегель в предисловии к НЛ настаивает на том, что аксиоматику следует не постулировать ПЕРЕД началом рассмотрения, а вывести в самом процессе рассмотрения начала системы. Но как можно начать осмыслять мысль без какой-то аксиоматики, которую разделяют осмысляющие? Или же это диалектическое противоречие - что аксиоматика безусловна и обусловлена одновременно? МЫсля, мы же должны на что-то опереться и от чего-то оттолкнуться для движения вперёд. Если нет в начале никакой аксиоматики, то что же находится в этом самом начале? Чистая, если угодно, божественная мысль? Когда мы доказываем теорему, то это делается публично и результат доказательства ставит всех, кто участвует в этом доказательстве, перед неопровержимым фактом доказанности теоремы. Более того, доказанность теоремы подкрепляется и миллионами практических использований такой доказанности в конкретных технологических достижениях. А вот как доказать - в смысле принуждения к принятию этого факта - то, о чём говорит Гегель, обосновывая начало своей системы логики с начала? | ответ |
5 | Роланд Моланд | (отвечено) Очень интересные и важные рассуждения о системе. Но где найти адекватное ОПРЕДЕЛЕНИЕ системы? Что такое "система"? | ответ |
6 | Валентин Тихомиров | (отвечено) И все же непонятно на каких аксиомах выстроена «Наука логики» Гегеля?
Можно сказать четко: раз, два, три … ? А иначе получается что все эти сотни страниц описывают здание выстроенное на весьма зыбком фундаменте. |
ответ |
01. Бытие
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Павка Корчагин | (отвечено) Что значит выражение "как таковое"? Бытие как таковое, нечто как таковое? | ответ |
2 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Здравствуйте! Почему категории ничто нет? Ведь мы её рассматриваем и она поэтому есть всегда. Чистое бытие переходит в чистое ничто, на этом этапе ничто нету? | ответ |
3 | Нурбек Садабаев | (отвечено)
"Качество, взятое с той стороны, что оно, будучи различённым, признаётся сущим, есть реальность. Оно же, обременённое некоторым отрицанием есть отрицание вообще." |
ответ |
4 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Категория ничто противоречива? Ничто нет и есть одновременно? | ответ |
5 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Когда происходят рассуждения о категориях диалектики, идёт ли абстрагирование от физической реальности? | ответ |
6 | Кодер ССР | (отвечено) Рассказжите о том на труды каких философов опирался Гегель. Откуда пошла терминология? Какая проблематика решалась? Почему именно в такой форме Гегель выразил свою систему? Можно ли в ней что-либо поменять? Например, добавить ещё какое-нибудь "пречистое Бытиё". Если в тексте Гегеля есть смысл и знание, то как их использовать? | ответ |
7 | Прокл Проклов | (отвечено) Что такое связь? | ответ |
8 | Прокл Проклов | (отвечено) Что такое единство? | ответ |
9 | Альтернативные смыслы | (отвечено) получается у Гегеля есть начало и одновременно его нет? | ответ |
02. Наличное бытие
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евгений Бяков | (отвечено) "Определенность как изолированная сама по себе, как сущая определенность, есть качество — нечто совершенно простое, непосредственное." "Качество должно быть положено и в определении ничто, благодаря чему непосредственная или сущая определенность полагается как некая различенная, рефлектированная определенность и, таким образом, ничто как то, что определено в некоторой определенности, есть также нечто рефлектированное, некое отрицание" |
ответ |
2 | Андрей Жеглов | (отвечено) У меня Наука логики в переводе Б.Г. Столпнера, издательство АСТ, 2018 г. В процессе прочтения главы второй, а именно параграфа "b) Определение, свойство, граница" почувствовал некоторый затык. Обдумывая возникшую проблему в понимании, вспомнил, что Михаил Васильевич в какой-то лекции по Логике говорил, что перевод "свойство" в первой книге некорректен. Об этом он говорит и в обсуждаемом видео ( но очень мельком ). То есть в указанном параграфе и далее, до выведения Гегелем категории "свойство", слово "свойство" лучше читать как "характер", понимая под ним качество и/или (?) определение, направленное вовне? | ответ |
3 | Андрей Жеглов | отвечено Растолкуйте пожалуйста более подробно очень часто используемый Гегелем термин "положенность". В процессе чтения все чаще ловлю себя на мысли, что Гегель вкладывает в это слово более глубокий смысл, чем просто русский глагол "положить", и я этот смысл не улавливаю. Например: "В нечто опосредствование с собой ПОЛОЖЕНО, поскольку нечто определено как простое тождественное", "существенно всегда надлежащим образом различать между тем, что ещё есть в себе, и тем, что ПОЛОЖЕНО...", "оно ещё НЕ ПОЛОЖЕНО в самом себе" (примеры никак не связаны между собой).
Дополнение: ещё один очень характерный пример: "Бытие, правда,также сохранено, и в наличном бытии оба, [бытие и отрицание] объединены в простое единство, но как раз поэтому они в себе ещё неравны друг другу и их единство ещё НЕ ПОЛОЖЕНО." |
ответ |
4 | Владимир Зимин | отвечено Здравствуйте, Михаил Васильевич. Растолкуйте, пожалуйста, что значит постоянно употребляемое "сущее" (в том числе в этом ролике, ведь о "сущности" в следующей книге), и что значит в том же разрезе "форма бытия" ( ведь о форме также далее в НЛ)? | ответ |
5 | Владимир Зимин | отвечено Здравствуйте Михаил Васильевич.
Известно, что в СССР были условно разделены "наличные деньги", как те самые квитанции по Марксу и "безнал", как учётный показатель экономики в целом. При этом часть материальных благ распределялась бесплатно, а часть через ту самую "наличку". Можно ли считать объём "налички" в экономике количественным показателем приближения к полному коммунизму? (То есть, чем этот показатель меньше, тем ближе полный коммунизм) |
ответ |
6 | Ivan Kuzmitsky | отвечено Михаил Васильевич сказал важную вещь про наличное бытие. Сначала мы рассматриваем чистое бытие, а потом тоже бытие, только наличное. Значит, чистое бытие это то, что мы можем сказать про любое, а наличное бытие это уже не любое, это то, что перед нами.
Правильно? |
ответ |
7 | Alex Pronto | отвечено Определение от слова предел? | ответ |
8 | Андрей Садовский | отвечено Вопрос про определение определения. "Качество, которое есть "в себе" в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нём-бытием, может быть названо его определением". Что значит "находится существенно в единстве"? Что значит это "существенно"? | ответ |
9 | Вадим Волосов | отвечено Что Гегель подразумевает под внутри-себя бытием? | ответ |
10 | Вадик Лютый | отвечено ВОПРОС : Михаил Васильевич объясните как в нечто определение переходит в характер, а характер переходит в определение. | ответ |
11 | Вадик Лютый | отвечено Вопрос: Михаил Васильевич раскройте смысл данного положения Гегеля : " Граница - это опосредствование, через которое нечто и иное и есть и е есть." | ответ |
03. Для-себя-бытие
нет вопросов
04. Количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Отвечено Правильно ли я понимаю, что непрерывное это представление о мире , как о реальном, бесконечном мире, диалектическое представление, а дискретное это рассудочное , абстрактное представление о мире или ещё можно сказать формальное представление, неподвижное? | ответ |
2 | Владимир Кузьмич | Отвечено Как ваши ролики помогают бороться против наступления цифрового концлагеря (Рабовладения2)? Ход истории движется по восходящей спирали: от Коммунизма1 (первобытнообщинного коммунизма), через Рабовладение1, Феодализм1, Капитализм1 к Коммунизму2 (социализму) и далее семимильными шагами к Рабовладению2. | ответ |
3 | ??? | новый Здравствуйте! Можно привести пример какой то, который опишет: для себя бытие где бесконечность взята за бытие и где количество безразлично к своей границе множества одних. | - |
05. Определённое количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Отвечено Можно ли сказать, что цвет, вкус, звук , осязание, запах это качественно определенное количество? | ответ |
2 | EVGEN | Отвечено Можно ли сказать, что число выражает простую мысль о качестве? | ответ |
3 | EVGEN | Отвечено Можно сказать , что число это такое абстрактное представление о материи? Простая, чистая мысль о материи? Т.е. самое простое, что можно сказать о материи? | ответ |
06. Количественное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | отвечено (Прокомментировать) Я так понял: можно конкретные числа в отношении заменить на буквы а и b и они будут выражать собой любые числовые отношения, но если мы берем такие буквы как x и y, то этими буквами мы выражаем функции, т.е. такие числовые отношения, которые изменяются со временем, т.е. движутся , т.е. меняется их качество и количество. | ответ |
07. Специфическое количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | отвечено Могли бы вы поподробнее разобрать такой конкретный пример меры, как падение тел. И разъяснить все его моменты: что такое ускорение свободного падения, что такое квадрат времени. И вообще сделать рубрику в которой будут браться конкретные примеры из математики, физики, химии и на них показывать все категории философии Гегеля. | ответ |
2 | Хасан Штымов | отвечено - Замечательный раздел Науки Логики! Надеюсь, сможете диалектически раскрыть содержание выражения: "Человек - есть мера всех вещей!". С положительным и отрицательным значением и последствиями для всего Человечества. | ответ |
3 | Евген | отвечено Могли бы вы поподробнее разобрать такой конкретный пример меры, как падение тел. И разъяснить все его моменты: что такое ускорение свободного падения, что такое квадрат времени. И вообще сделать рубрику в которой будут браться конкретные примеры из математики, физики, химии и на них показывать все категории философии Гегеля. | ответ |
08. Реальная мера
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | отвечено Реальная мера это соотношение мер, как вещей, т.е. материально устойчивых нечто? | ответ |
09. Становление сущности
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | отвечено Товарищи, ну вот мы прочитали "Учение о бытии", какой вывод можно сделать? Можно ли сказать, что бытие сначало определилось, как качество, затем перешло в количество, затем перешло в меру, затем в отношение мер? Т.е. определили моменты бытия от простых до более сложных? Можно ли сказать , что в учении о бытии мы определили нечто, вещь, устойчивую материю, как таковую; как такую, которая может существовать в бытии самостоятельно, как сущность? | ответ |
10. Видимость
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | отвечено Можно ли сказать, что сущность, как отрицание бытия, есть ничто, но уже не просто абстрактный, идеальный и неотделимый момент бытия, а развитое , самостоятельное и реальное нечто? | ответ |
2 | EVGEN | отвечено Можно ли сказать, что видимость это определение сущности относительно бытия? Т.е. мы видим некоторую сущность и понимаем, что это сущность ( т.е. определенное внутри себя бытие), а не просто бытие, которое просто есть? | ответ |
3 | EVGEN | отвечено Правильно ли я понимаю, что самодвижением в сфере бытия было становление и переход, а в сфере сущности такое самодвижение есть рефлексия? | ответ |
4 | EVGEN | отвечено Можно ли сказать, что сущность это дух, а видимость это феномен или явление? Тогда "Феноменология духа" это учение о видимости сущности. | ответ |
11. Определённые сущности или определения рефлексии
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | отвечено В свете полученных определений рефлексии, как можно понять такое выражение "Единство и борьба противоположностей"? | ответ |
2 | EVGEN | отвечено А какое умозаключение можно сделать из прочитанного материала? Этими опрелениями рефлексии мы определили основание? Т.е. истина положительного и отрицательного не в их различии, а в их единстве, т.е. в основании? | ответ |
3 | EVGEN | отвечено Можно ли без хорошего естественно научного образования вполне понять Науку логики? | ответ |
4 | EVGEN | А какое умозаключение можно сделать из прочитанного материала? Этими опрелениями рефлексии мы определили основание? Т.е. истина положительного и отрицательного не в их различии, а в их единстве, т.е. в основании? | - |
5 | EVGEN | Положительное это равное самому себе? | - |
6 | makssikoev | отвечено Получается, что в противоречии исчезают друг в друге стороны противоречия, обнажая их общую суть? | ответ |
12. Основание
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Можно ли сказать, что сущность это основание и единство двух противоположностей : бытия (бытие это положительное?) и понятия (понятие это отрицательное?)? | - |
2 | EVGEN | Можно ли сказать, что форма это бытие и понятие, а сущность это содержание? | - |
3 | EVGEN | Можно ли тогда сказать, что определяя сущность, т.е. дух, как основание для бытия и понятия, Гегеля тем самым определили, как идеалиста? Получается материя это неопределенная, лишенная формы сущность. Тогда мне не понятно почему Гегеля определили идеалистом? Правильно ли я понимаю, что Гегеля определили идеалистом потому, что он брал за истину не конечные вещи, а истина для него заключалась в бесконечном движении и изменении этих вещей? Т е. для него важней были не сами вещи, а их сущность и существование, взаимодествие, изменение, становление и т.д. | - |
5 | EVGEN | Можно сказать, что основание это противоречие? | - |
13. Существование
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | ??? |
новый М В Попов говорит о СВОЙСТВЕ сахара делать чай сладким, делая при этом ошибку. Это не свойство сахара, а КАЧЕСТВО. Он делает ошибку. о которой предупреждает Гегель: "не надо смешивать свойства с качеством". "Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она тоже существует лишь постольку, поскольку, она обладает свойствами, всё же не связана неразрывно с тем или другим определённым свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав быть тем, что она есть." ( издательство АСТ 2019г. малая логика с. 258 последний абзац, прибавление.) Если сахар потеряет сладость, он перестанет быть сахаром. Он станет неизвестным белым порошком))). Следовательно сладость это качество сахара. Вместо этого Михаилу Васильевичу следовало привести в пример - возможность впитывать влагу из воздуха или сыпучесть, это и есть свойства. Если сахар их лишится, он не перестанет быть сахаром. |
- |
14. Явление
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Илья | Михаил Васильевич, здравствуйте. А почему существование это восстановленное через сущность, а не просто сущность бытия? | - |
2 | EVGEN | Получается закон это определенное явление? | - |
3 | EVGEN | А правильно сказать, что сущность это основное в учении Гегеля, а бытие и понятие это раскрытие этого основного? | - |
4 | Андрей | Когда Гегель говорит, что "Сущность должна являться", имеется ли в виду некое долженствование в сфере сущности? | - |
15. Существенное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | В чем различие между законом и существенным отношением? | - |
2 | EVGEN | Сила это существенное отношение? | - |
3 | EVGEN | Материя это свойство? | - |
16. Абсолютное
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Действительность это абсолютное? | - |
17. Действительность
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Т.е. сначала нужно понять свои реальные возможности на опыте, затем на основе этих реальных возможностей определить реально необходимые можности и затем вершить абсолютную действительность? ) | - |
2 | Евген | А как понять выражение Гегеля: что разумно, то действительно, и что действительно , то разумно? | - |
3 | Евген | А вот наши чинуши всегда говорят: нам реально необходимо сделать то-то и то-то, но не делают. Это как назвать? Т.е. вроде бы это реально необходимо, но не обязательное к исполнению | - |
4 | Евген | Т.е. действительность это преодоленный момент реальности? Тогда действительное идеально? | - |
5 | Евген | Т.е. реальная возможность вернулась из своего не бытия и стала реальной необходимостью и затем опять вернулась из своего небытия и стала абсолютной действительностью? Т.е. содержит в себе и случайное (внешнее) и внутреннее | - |
6 | Евген | Т.е. вера это рельная возможность или уже реальная необходимость? | - |
7 | Евген | Если реальное это отрицательное, т.е. не равное самому себе, то идеальное это положительное, т.е. равное самому себе? | - |
18. Абсолютное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Действительность это значит она всё время действует и движется, все время изменяется, появляется, становится и исчезает? | - |
20. Суждение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | sanchiizbro8320 | новый Вопрос: Логика - это закон природы? или это матрица придуманная человеком, для прошивки ума, и создания цивилизации? Существует ли логика без человека? бывает ли другая логика? | - |
2 | gerush3189 | новый Вопрос : на каком моменте будет уничтожена Гегелевская софистика, а именно полагание абсолютной идеи в начале и возвращении к ней в конце.. иначе получится , как у софистов, или раньше как у Зенона, что вы согласились как с чем-то невинным с абсолютным бытием в начале и, протащив его через всю логику, вы уже не имеете права не согласиться с ним в конце... пример , апория Зенона о неистинности движения, где он полагает дискретное в непрерывном и считает что это никто не заметит.... если говорить без экивоков - то Гегель ставит теологию сущностью наук и определяет ей руководящую роль для "особенных" наук, не пантеизм, не эмпириокритицизм , и уж тем более не научный материализм - а возвращение понятия в лоно невежества, определенного как мотив к его существованию. Я вопрошаю - доколе???)))))) | - |
21. Умозаключение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | ??? | новый (Прокомментировать) Если посмотреть на ЕГЭ со стороны врага,а уже известно , что его введение в область образования могучей державы это результат действия врага, то ЕГЭ -это успех. | - |
25. Жизнь
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | ??? | новый А почему вы не читаете Гегеля В ОРИГИНАЛЕ, как Я? Языка не знаете? Переводы зачастую искажают оригинал! | - |