Читая Гегеля. Наука логики. Вопросы и ответы: различия между версиями
Андрей (обсуждение | вклад) |
Андрей (обсуждение | вклад) |
||
Строка 203: | Строка 203: | ||
|- | |- | ||
| 5 || EVGEN || Положительное это равное самому себе? || - | | 5 || EVGEN || Положительное это равное самому себе? || - | ||
|- | |||
| 6 || makssikoev || <span style="color:red">'''новый'''</span> Получается, что в противоречии исчезают друг в друге стороны противоречия, обнажая их общую суть? || - | |||
|- | |||
| 7 || Biakoff|| <span style="color:red">'''новый'''</span> Можно ли без хорошего естественно научного образования вполне понять Науку логики? || - | |||
|} | |} | ||
Версия 13:55, 29 июля 2023
В этой теме собраны вопросы, заданые по материалу цикла Читая Гегеля. Наука логики. Вопросы разбиты по главам и по признаку, есть ли ответ на вопрос или нет.
Орфография, пунктуация и т.д. - авторские.
Обновление 18.12.2022 г.
Введение и общие вопросы
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Дмитрий Сергеевич | (отвечено) Глупый вопрос - это тот, который не задан. Поэтому логически утверждаю: "Феечки из параллельных измерений есть! Они существуют благодаря магии и моему воображению." Как теперь проверить или опровергнуть мои слова? | ответ |
2 | Евгений Бяков | (отвечено) Хотелось бы раскрыть смысл критики Гегеля о "Я" как начале философии. | ответ |
3 | Алекс Сандер | (отвечено) Я правильно понял, что осознание внутреннего самодвижения содержания и есть овладение логикой? | ответ |
4 | Роланд Моланд | (отвечено) Марат сказал о том, что Гегель в предисловии к НЛ настаивает на том, что аксиоматику следует не постулировать ПЕРЕД началом рассмотрения, а вывести в самом процессе рассмотрения начала системы. Но как можно начать осмыслять мысль без какой-то аксиоматики, которую разделяют осмысляющие? Или же это диалектическое противоречие - что аксиоматика безусловна и обусловлена одновременно? МЫсля, мы же должны на что-то опереться и от чего-то оттолкнуться для движения вперёд. Если нет в начале никакой аксиоматики, то что же находится в этом самом начале? Чистая, если угодно, божественная мысль? Когда мы доказываем теорему, то это делается публично и результат доказательства ставит всех, кто участвует в этом доказательстве, перед неопровержимым фактом доказанности теоремы. Более того, доказанность теоремы подкрепляется и миллионами практических использований такой доказанности в конкретных технологических достижениях. А вот как доказать - в смысле принуждения к принятию этого факта - то, о чём говорит Гегель, обосновывая начало своей системы логики с начала? | ответ |
5 | Роланд Моланд | (отвечено) Очень интересные и важные рассуждения о системе. Но где найти адекватное ОПРЕДЕЛЕНИЕ системы? Что такое "система"? | ответ |
6 | Валентин Тихомиров | (отвечено) И все же непонятно на каких аксиомах выстроена «Наука логики» Гегеля?
Можно сказать четко: раз, два, три … ? А иначе получается что все эти сотни страниц описывают здание выстроенное на весьма зыбком фундаменте. |
ответ |
01. Бытие
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Павка Корчагин | (отвечено) Что значит выражение "как таковое"? Бытие как таковое, нечто как таковое? | ответ |
2 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Здравствуйте! Почему категории ничто нет? Ведь мы её рассматриваем и она поэтому есть всегда. Чистое бытие переходит в чистое ничто, на этом этапе ничто нету? | ответ |
3 | Нурбек Садабаев | (отвечено)
"Качество, взятое с той стороны, что оно, будучи различённым, признаётся сущим, есть реальность. Оно же, обременённое некоторым отрицанием есть отрицание вообще." |
ответ |
4 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Категория ничто противоречива? Ничто нет и есть одновременно? | ответ |
5 | Альтернативные смыслы | (отвечено) Когда происходят рассуждения о категориях диалектики, идёт ли абстрагирование от физической реальности? | ответ |
6 | Кодер ССР | (отвечено) Рассказжите о том на труды каких философов опирался Гегель. Откуда пошла терминология? Какая проблематика решалась? Почему именно в такой форме Гегель выразил свою систему? Можно ли в ней что-либо поменять? Например, добавить ещё какое-нибудь "пречистое Бытиё". Если в тексте Гегеля есть смысл и знание, то как их использовать? | ответ |
7 | Прокл Проклов | (отвечено) Что такое связь? | ответ |
8 | Прокл Проклов | (отвечено) Что такое единство? | ответ |
9 | Альтернативные смыслы | (отвечено) получается у Гегеля есть начало и одновременно его нет? | ответ |
02. Наличное бытие
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евгений Бяков | (отвечено) "Определенность как изолированная сама по себе, как сущая определенность, есть качество — нечто совершенно простое, непосредственное." "Качество должно быть положено и в определении ничто, благодаря чему непосредственная или сущая определенность полагается как некая различенная, рефлектированная определенность и, таким образом, ничто как то, что определено в некоторой определенности, есть также нечто рефлектированное, некое отрицание" |
ответ |
2 | Андрей Жеглов | (отвечено) У меня Наука логики в переводе Б.Г. Столпнера, издательство АСТ, 2018 г. В процессе прочтения главы второй, а именно параграфа "b) Определение, свойство, граница" почувствовал некоторый затык. Обдумывая возникшую проблему в понимании, вспомнил, что Михаил Васильевич в какой-то лекции по Логике говорил, что перевод "свойство" в первой книге некорректен. Об этом он говорит и в обсуждаемом видео ( но очень мельком ). То есть в указанном параграфе и далее, до выведения Гегелем категории "свойство", слово "свойство" лучше читать как "характер", понимая под ним качество и/или (?) определение, направленное вовне? | ответ |
3 | Андрей Жеглов | отвечено Растолкуйте пожалуйста более подробно очень часто используемый Гегелем термин "положенность". В процессе чтения все чаще ловлю себя на мысли, что Гегель вкладывает в это слово более глубокий смысл, чем просто русский глагол "положить", и я этот смысл не улавливаю. Например: "В нечто опосредствование с собой ПОЛОЖЕНО, поскольку нечто определено как простое тождественное", "существенно всегда надлежащим образом различать между тем, что ещё есть в себе, и тем, что ПОЛОЖЕНО...", "оно ещё НЕ ПОЛОЖЕНО в самом себе" (примеры никак не связаны между собой).
Дополнение: ещё один очень характерный пример: "Бытие, правда,также сохранено, и в наличном бытии оба, [бытие и отрицание] объединены в простое единство, но как раз поэтому они в себе ещё неравны друг другу и их единство ещё НЕ ПОЛОЖЕНО." |
ответ |
4 | Владимир Зимин | отвечено Здравствуйте, Михаил Васильевич. Растолкуйте, пожалуйста, что значит постоянно употребляемое "сущее" (в том числе в этом ролике, ведь о "сущности" в следующей книге), и что значит в том же разрезе "форма бытия" ( ведь о форме также далее в НЛ)? | ответ |
5 | Владимир Зимин | отвечено Здравствуйте Михаил Васильевич.
Известно, что в СССР были условно разделены "наличные деньги", как те самые квитанции по Марксу и "безнал", как учётный показатель экономики в целом. При этом часть материальных благ распределялась бесплатно, а часть через ту самую "наличку". Можно ли считать объём "налички" в экономике количественным показателем приближения к полному коммунизму? (То есть, чем этот показатель меньше, тем ближе полный коммунизм) |
ответ |
6 | Ivan Kuzmitsky | отвечено Михаил Васильевич сказал важную вещь про наличное бытие. Сначала мы рассматриваем чистое бытие, а потом тоже бытие, только наличное. Значит, чистое бытие это то, что мы можем сказать про любое, а наличное бытие это уже не любое, это то, что перед нами.
Правильно? |
ответ |
7 | Alex Pronto | отвечено Определение от слова предел? | ответ |
8 | Андрей Садовский | Вопрос про определение определения. "Качество, которое есть "в себе" в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нём-бытием, может быть названо его определением". Что значит "находится существенно в единстве"? Что значит это "существенно"? | - |
9 | Вадим Волосов | Что Гегель подразумевает под внутри-себя бытием? | - |
10 | Вадик Лютый | ВОПРОС : Михаил Васильевич объясните как в нечто определение переходит в характер, а характер переходит в определение. | - |
11 | Вадик Лютый | Вопрос: Михаил Васильевич раскройте смысл данного положения Гегеля : " Граница - это опосредствование, через которое нечто и иное и есть и е есть." | - |
03. Для-себя-бытие
нет вопросов
04. Количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Правильно ли я понимаю, что непрерывное это представление о мире , как о реальном, бесконечном мире, диалектическое представление, а дискретное это рассудочное , абстрактное представление о мире или ещё можно сказать формальное представление, неподвижное? | - |
2 | Владимир Кузьмич | Как ваши ролики помогают бороться против наступления цифрового концлагеря (Рабовладения2)? Ход истории движется по восходящей спирали: от Коммунизма1 (первобытнообщинного коммунизма), через Рабовладение1, Феодализм1, Капитализм1 к Коммунизму2 (социализму) и далее семимильными шагами к Рабовладению2. | - |
3 | ??? | новый Здравствуйте! Можно привести пример какой то, который опишет: для себя бытие где бесконечность взята за бытие и где количество безразлично к своей границе множества одних. | - |
05. Определённое количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Можно ли сказать, что цвет, вкус, звук , осязание, запах это качественно определенное количество? | - |
2 | EVGEN | Можно ли сказать, что число выражает простую мысль о качестве? | - |
3 | EVGEN | Можно сказать , что число это такое абстрактное представление о материи? Простая, чистая мысль о материи? Т.е. самое простое, что можно сказать о материи? | - |
06. Количественное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | (Прокомментировать) Я так понял: можно конкретные числа в отношении заменить на буквы а и b и они будут выражать собой любые числовые отношения, но если мы берем такие буквы как x и y, то этими буквами мы выражаем функции, т.е. такие числовые отношения, которые изменяются со временем, т.е. движутся , т.е. меняется их качество и количество. | - |
07. Специфическое количество
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Могли бы вы поподробнее разобрать такой конкретный пример меры, как падение тел. И разъяснить все его моменты: что такое ускорение свободного падения, что такое квадрат времени. И вообще сделать рубрику в которой будут браться конкретные примеры из математики, физики, химии и на них показывать все категории философии Гегеля. | - |
2 | Хасан Штымов | - Замечательный раздел Науки Логики! Надеюсь, сможете диалектически раскрыть содержание выражения: "Человек - есть мера всех вещей!". С положительным и отрицательным значением и последствиями для всего Человечества. | - |
3 | Евген | Могли бы вы поподробнее разобрать такой конкретный пример меры, как падение тел. И разъяснить все его моменты: что такое ускорение свободного падения, что такое квадрат времени. И вообще сделать рубрику в которой будут браться конкретные примеры из математики, физики, химии и на них показывать все категории философии Гегеля. | - |
08. Реальная мера
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Реальная мера это соотношение мер, как вещей, т.е. материально устойчивых нечто? | - |
09. Становление сущности
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Товарищи, ну вот мы прочитали "Учение о бытии", какой вывод можно сделать? Можно ли сказать, что бытие сначало определилось, как качество, затем перешло в количество, затем перешло в меру, затем в отношение мер? Т.е. определили моменты бытия от простых до более сложных? Можно ли сказать , что в учении о бытии мы определили нечто, вещь, устойчивую материю, как таковую; как такую, которая может существовать в бытии самостоятельно, как сущность? | - |
10. Видимость
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Можно ли сказать, что сущность, как отрицание бытия, есть ничто, но уже не просто абстрактный, идеальный и неотделимый момент бытия, а развитое , самостоятельное и реальное нечто? | - |
2 | EVGEN | Можно ли сказать, что видимость это определение сущности относительно бытия? Т.е. мы видим некоторую сущность и понимаем, что это сущность ( т.е. определенное внутри себя бытие), а не просто бытие, которое просто есть? | - |
3 | EVGEN | Правильно ли я понимаю, что самодвижением в сфере бытия было становление и переход, а в сфере сущности такое самодвижение есть рефлексия? | - |
4 | EVGEN | Можно ли сказать, что сущность это дух, а видимость это феномен или явление? Тогда "Феноменология духа" это учение о видимости сущности. | - |
11. Определённые сущности или определения рефлексии
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | В свете полученных определений рефлексии, как можно понять такое выражение "Единство и борьба противоположностей"? | - |
2 | EVGEN | А какое умозаключение можно сделать из прочитанного материала? Этими опрелениями рефлексии мы определили основание? Т.е. истина положительного и отрицательного не в их различии, а в их единстве, т.е. в основании? | - |
3 | EVGEN | Можно ли без хорошего естественно научного образования вполне понять Науку логики? | - |
4 | EVGEN | А какое умозаключение можно сделать из прочитанного материала? Этими опрелениями рефлексии мы определили основание? Т.е. истина положительного и отрицательного не в их различии, а в их единстве, т.е. в основании? | - |
5 | EVGEN | Положительное это равное самому себе? | - |
6 | makssikoev | новый Получается, что в противоречии исчезают друг в друге стороны противоречия, обнажая их общую суть? | - |
7 | Biakoff | новый Можно ли без хорошего естественно научного образования вполне понять Науку логики? | - |
12. Основание
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | EVGEN | Можно ли сказать, что сущность это основание и единство двух противоположностей : бытия (бытие это положительное?) и понятия (понятие это отрицательное?)? | - |
2 | EVGEN | Можно ли сказать, что форма это бытие и понятие, а сущность это содержание? | - |
3 | EVGEN | Можно ли тогда сказать, что определяя сущность, т.е. дух, как основание для бытия и понятия, Гегеля тем самым определили, как идеалиста? Получается материя это неопределенная, лишенная формы сущность. Тогда мне не понятно почему Гегеля определили идеалистом? Правильно ли я понимаю, что Гегеля определили идеалистом потому, что он брал за истину не конечные вещи, а истина для него заключалась в бесконечном движении и изменении этих вещей? Т е. для него важней были не сами вещи, а их сущность и существование, взаимодествие, изменение, становление и т.д. | - |
5 | EVGEN | Можно сказать, что основание это противоречие? | - |
14. Явление
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Илья | Михаил Васильевич, здравствуйте. А почему существование это восстановленное через сущность, а не просто сущность бытия? | - |
2 | EVGEN | Получается закон это определенное явление? | - |
3 | EVGEN | А правильно сказать, что сущность это основное в учении Гегеля, а бытие и понятие это раскрытие этого основного? | - |
4 | Андрей | Когда Гегель говорит, что "Сущность должна являться", имеется ли в виду некое долженствование в сфере сущности? | - |
15. Существенное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | В чем различие между законом и существенным отношением? | - |
2 | EVGEN | Сила это существенное отношение? | - |
3 | EVGEN | Материя это свойство? | - |
16. Абсолютное
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Действительность это абсолютное? | - |
17. Действительность
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Т.е. сначала нужно понять свои реальные возможности на опыте, затем на основе этих реальных возможностей определить реально необходимые можности и затем вершить абсолютную действительность? ) | - |
2 | Евген | А как понять выражение Гегеля: что разумно, то действительно, и что действительно , то разумно? | - |
3 | Евген | А вот наши чинуши всегда говорят: нам реально необходимо сделать то-то и то-то, но не делают. Это как назвать? Т.е. вроде бы это реально необходимо, но не обязательное к исполнению | - |
4 | Евген | Т.е. действительность это преодоленный момент реальности? Тогда действительное идеально? | - |
5 | Евген | Т.е. реальная возможность вернулась из своего не бытия и стала реальной необходимостью и затем опять вернулась из своего небытия и стала абсолютной действительностью? Т.е. содержит в себе и случайное (внешнее) и внутреннее | - |
6 | Евген | Т.е. вера это рельная возможность или уже реальная необходимость? | - |
7 | Евген | Если реальное это отрицательное, т.е. не равное самому себе, то идеальное это положительное, т.е. равное самому себе? | - |
18. Абсолютное отношение
№ | От кого | Суть вопроса | Ответ |
---|---|---|---|
1 | Евген | Действительность это значит она всё время действует и движется, все время изменяется, появляется, становится и исчезает? | - |